Китай довольно давно перестал быть привлекательным рынком только с точки зрения возможности организовать в нем дешевое производство. На протяжении нескольких лет себестоимость китайского производства то и дело растет, несмотря на то, что власти Китая не оставляют попыток форсировать экспорт страны через регулирование курса юаня и его понижение. Для российского бизнеса Китай подорожал еще 3 года назад, после обвала курса российского рубля. Однако, Китай стал дороже не только для российского рынка, но и для всего мира в целом. Производство Китая уже на протяжении последних десяти лет быстро растет в цене и для этого есть ряд причин.

В первую очередь, быстро растут заработные платы в самом Китае, что отражается на стоимости рабочей силы. Только с 2010 года оплата труда на местном производстве выросла на 80%. Вопреки сформировавшимся стереотипам за один рабочий день китайцы зарабатывают намного больше, чем одну чашку риса. В китайском городе Шэньчжэнь, мировой столице производства электронного оборудования, рабочие зарабатывают в среднем минимум 300$ ежемесячно. По факту производственный рабочий зарабатывает даже больше денег.

Кроме того, производство Китая сориентировано на сложность и высокую технологичность производимого товара. Правительство Китая не привлекает позиция своей страны, как основного поставщика низкокачественного товара массового потребления для всего мира. Китай сделал акцент на переносе вредного производства за пределы своей территории. Сегодня эти производства располагаются и функционируют в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, таких как Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Бангладеш. Эти страны могут предложить сегодня необходимую дешевую рабочую силу и дешевое производство. Тем не менее бизнес не стал массово покидать Китай и такой тенденции не намечается. Остается вопрос, почему?

В Китае хорошо развита производственная инфраструктура.

Разнообразие налаженных в стране производств позволяет найти и производителей текстиля, и производителей технически сложного оборудования.

Производство удобно расположено, как правило, оно базируется в отдельных районах. Это позволяет сократить время на логистику и найти надежного, подходящего к сотрудничеству поставщика. В Китае имеют места города, которые целиком специализированы на производстве одного продукта. Например, деревня Датан из провинции Чжэцзян, которая известна в мире как «Носочный город», специализируется на производстве чулочно-носочных изделий и обеспечивает большую часть мирового производства этих изделий. Город Сунся из той же провинции занимается производством зонтиков, а город Цзиньцзян из провинции Фуцзянь производит фурнитуру для верхней одежды – молнии. Такой инфраструктуры нет ни в одной из стран «Могучей пятерки» (Вьетнам, Малайзия, Индия, Вьетнам, Таиланд), которые можно было бы рассматривать в качестве низкой по своей стоимости альтернативы Китаю.

Богатый тридцатилетний опыт китайского бизнеса и торговли.

Китайская экономика открыта миру более тридцати лет, потому местные производители хорошо осведомлены по поводу потребностей клиентов других стран. Дело здесь даже не в большем количестве персонала предприятий, которые владеют английским языком, а в том, что культура бизнеса в Китае в целом совершенно другая. При ведении бизнеса с китайскими компаниями то и дело возникают сложности, недопонимания, но и прогресс в этих отношениях за последнее время огромен. Еще несколько лет назад иностранный бизнес работал с Китаем исключительно через посредников и не задумывался о самостоятельном налаживании связей с местными производителями. Сегодня самостоятельно выстроенная иностранным бизнесом цепочка поставок из Китая скорее норма, чем исключение.

Эффективное производство, используемые технологии.

Товары легкой промышленности возможно произвести на территории и более дешевых в отношении производства азиатских странах, но высокотехнологичное производство там отладить невозможно. Эти страны не обладают нужным оборудованием, технологиями, в то время как Китай уже на протяжении нескольких лет лидирует в мире по вопросам роботизации. Квалифицированные специалисты китайского производства и высокий уровень автоматизации делают возможным массовое и быстрое производство товара высокого качества.

Правовые вопросы. Китайские власти понимают важность защиты прав иностранных производителей, которые налаживают производственные процессы на территории Китая, так как они способствуют увеличению экспорта и притягивают иностранные инвестиции в страну.

Качественная и дешевая логистика. В Китае хорошо отлажена внутренняя логистика: порты страны тесно расположены вдоль всей восточной и южной прибрежной зоны страны, а внутренний транспорт, в свою очередь, за максимально короткий промежуток времени организовывает доставку товара до порта. Рабочие процессы порта отлажены и гарантированы многолетним опытом работы. Большое количество грузов, проходящих через китайский порт, формирует низкие и конкурентоспособные цены за перевозку при отсутствии серьезных задержек.

Конкурентоспособные цены. Стоимость рабочей силы в Китае все еще намного ниже, чем в развитых странах, несмотря на ее быстрый рост за последние годы.

Китай является неоспоримым мировым лидером в вопросе соотношения цены и качества.

При разговоре об организации дешевого производства в менее развитых странах южноазиатского региона необходимо учитывать тот факт, что инфраструктуры в этих странах практически нет и всю ее нужно создавать с нуля. Кроме того, не стоит забывать о рисках, которые неминуемо возникнут в стране с только что организованным производством.

На основе всего вышесказанного можно сделать выводы: Китай перестал быть чрезмерно привлекательной страной с точки зрения возможности организовать дешевое производство, но перенести производство в более дешевые с этой точки зрения страны могут разве что гиганты рынка, такие как Nike и H&M. Только такие компании могут отчислить достаточное количество средств на строительство качественной инфраструктуры, налаживание процессов, организацию системы для проверки качества продукта. Эти сложности стали основной причиной того, что даже те компании, которые могут позволить себе перенос производства в другую страну, не спешат вывезти свой бизнес из Китая.

В данный момент подходящих альтернатив Китаю в сфере возможностей организации дешевого и качественного производства нет. Страны «Могучей пятерки» имеют потенциал к тому, чтобы в будущем стать центрами дешевого производства массового продукта, но случится это не ранее, чем через ближайших 20 лет.